Автомобильная научно-учебная экспедиция в Калмыкию, Карелию и Чувашию

 

 

Даты поездки: 6 - 28 июля 2019 года

 

Приглашаем Вас принять участие в научно-учебной экспедиции Группы исследований миграции и этничности РАНХиГС в три региона России: Калмыкию, Карелию и Чувашию. Тема экспедиции — производство этничности в локальных контекстах. Изучать будем музеи и их экспозиции. Первые несколько дней мы проведем на Летней школе, готовясь к полевому этапу экспедиции, затем сядем в машины и поедем в поле, затем вернемся на ЛШ, где будем анализировать данные и писать тексты по результатам работы.

Что значит производство этничности и как это происходит в музеях? Лучше всего это объяснить через кейс из экспедиции 2018 года. Татарстан, райцентр Кукмор, что на границе с Кировской областью, музей. В музее — историческая экспозиция, а также несколько витрин с костюмами «народов, традиционно населяющих эту территорию — татар, русских, марийцев, удмуртов и кряшен», как говорит экскурсовод. Смотрим — витрина татар самая большая и стоит при входе, дальше располагаются русская, удмуртская и марийская витрины, а кряшенской — нет.

— Почему, — интересуемся мы?

— Не завезли еще, но скоро завезут, — отвечает экскурсовод.

Как видно, не очень-то в этом музее уважают кряшен, зато татар — явно уважают. Экспозиция в музее вольно или невольно воспроизводить отношения между людьми, и эти отношения через музейную экспозицию и через экскурсии мы и будем изучать.

Как именно мы будем это делать? Мы поедем по небольшим городам национальных республик, где будем ходить по музеям и интервьюировать музейных работников.

 

Для того, чтобы попасть на мастерскую – пришлите на адрес center.migration.ethnicity@gmail.com (1) мотивационное письмо и (2) резюме, из которых будет понятно, кто вы и почему вы хотите принять участие в экспедиции.

 

Заявки принимаются до 29 мая 2019 года, с 30 мая по 6 июня проводятся собеседования, 7 июня оглашаются результаты.

 

Мы подавались в разные фонды, но нам отказали, и в этом году, как и в прошлом, участие стоит около 25 тысяч. Эти деньги включают аренду авто, бензин, а также питание в ходе полевой части и прочие полевые расходы. Кроме того, поскольку часть экспедиции мы проводим на «Летней школе», участникам стоит подумать о пожертвованиях на организацию «Летней школы», которые добровольны и не включены в экспедиционные расходы.

 

Экспедиция делится на три этапа.

На первом этапе мы обсуждаем, что именно мы будем изучать и как это в принципе устроено. Это дополевой этап, и мы делаем это на «Летней школе». Здесь будут и лекции, и коллективное чтение текстов, и семинары, а кроме того — воркшопы, в ходе которых, например, будет разработан гайд, то есть, список вопросов.

Второй этап — полевой. Мы, разделившись на три группы, сядем в машины и поедем в Карелию, Калмыкию и Чувашию, где будем ездить от музея к музею, смотреть экспозиции, слушать экскурсии, расспрашивать работников музеев, почему экспозиция именно такая и — детально все фиксировать.

Третий этап — аналитический. Мы съедемся обратно на «Летнюю школу» и будем анализировать расшифрованные тексты экскурсий и фотографии экспозиций, сопоставлять и обсуждать — что все это значит. Метод, который мы будем использовать, называется дискурс анализ. В результате — будет создан небольшой аналитический отчет по результатам нашего исследования.

Да, самое главное — в палатках мы будем жить не только на ЛШ, но и в ходе полевой части экспедиции!

 

Интервью с руководителем экспедиции Е.А.Варшавером о том, как проходила прошлогодняя экспедиция.