Научная экспедиция "Конструирование этничности в локальных контекстах в Дагестане"

Предполагаемые даты: 11 - 30 июля 2020 года

В июле 2020 года Группа исследований миграции и этничности планирует проведение регулярной экспедиции совместно с проектом "Открывая Россию заново" НИУ ВШЭ и Центром полевых исследований Свободного образовательного проекта "Летняя школа". Регулярная экспедиция Группы исследований миграции и этничности последние годы проходит так, что сначала мы договариваемся о том, что будем исследовать на ЛШ, затем – едем в разные регионы России на машинах и осуществляем полевой этап исследования, затем – собираемся на ЛШ, анализируем данные, формулируем выводы и пишем тексты (на самом деле, обычно последнее не успеваем, но всегда надеемся успеть). Регионы, в которых мы проводили исследования – Нижегородская область, Марий Эл, Татарстан, Карелия и Калмыкия. В этом году – в докоронакризисную эпоху – мы собирались ехать в Дагестан. Более того, мы договорились с НИУ ВШЭ, что повезем в экспедицию студентов оттуда, что не исключает участие в экспедиции не-вышкинцев, просто на других условиях. Сейчас этот вариант остается, но, во-первых, есть шанс, что НИУ ВШЭ отменит или перенесет все свои экспедиции, во-вторых, есть шанс, что Летняя школа не будет проводиться. Есть, кроме того, шанс, что в июле мы все будем сидеть в серьезном карантине и ни нас никуда не пустят, ни сами мы не захотим никуда ехать.

Экспедиция пройдет на Летней школе (первый цикл), а затем – в Дагестане. Что и как говорится про «национальный вопрос» в городских и сельских музеях? А что об этом думают простые (и непростые) люди, СМИ, сайт «односельчане»? Мы будем изучать связи между этничностью в музеях и за их пределами и попытаемся ответить на вопрос, как связаны между собой музейные и немузейные конструкции этничности, а также какую роль играет музей в производстве этничности на местном уровне. Можно предположить, что эта роль велика, но есть и другое мнение – что это такой никому не нужный аппендикс смыслов и идей, где они лежат, покрытые гуталином, и потихонечку умирают. Как мы будем изучать это? Мы, договорившись на ЛШ (первый цикл) о методологии (которая, в общем, уже отработана), отправимся в Дагестан, поселимся там в доме и оттуда будем совершать исследовательские «набеги» на города и села – будем фиксировать экспозиции и экскурсии, брать интервью у музейных работников, а также всех прочих жителей населенного пункта, а затем – дискурс-анализом и визуальными методами – анализировать эти данные и – отвечать на поставленный вопрос. Сроки проведения – 11-30 июля, при этом с 11 до 16 мы на ЛШ, затем – на машинах – едем в Дагестан и там работаем до 30 числа (на ЛШ мы уже не возвращаемся).

В свете коронакризиса и временного запрета на проведение командировок руководство экспедиции рассматривает разные варианты. Одним из них, в случае, если запрет не будет снят, является стационарная школа "Этничность в современных текстах" в рамках Свободного образовательного проекта "Летняя школа". Ее описание вы можете найти по ссылке. В мотивационном письме укажите, хотели бы вы участвовать в стационарной школе в том случае, если экспедиция НИУ ВШЭ не состоится.