Articles |
Ученые назвали препятствия для признания казаков народомМатериал портала Кавказский Узел 9 августа 2019, 19:59 Требование казаков признать их отдельным народом не подкреплено их стремлением к политической борьбе за этот статус. Научное сообщество готово рассматривать казаков только в качестве субэтноса или сословной группы, указали опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. Как писал "Кавказский узел", бывший атаман хуторского казачьего общества "Колосистый" Александр Каданин получил шесть суток ареста за попытку организовать автомобильное шествие "Казаки на Москву!". Каданин требует соблюдения прав казаков как репрессированного народа, а это не нравится властям, рассказал друг казака. Опрошенные "Кавказским узлом" казаки поддержали требование о признании их отдельным народом. 26 января 2013 года в парке имени Собино в Ростове-на-Дону прошел митинг с требованием признания казаков народом. На акции собралось около 700 человек, среди которых были не только донские и терские казаки, но также потомки казаков из Москвы, Пятигорска и других городов. Они потребовали принять нормативные акты и восстановить для казаков статус народа, а также "прекратить огульное массовое самоверстание этнически неказачьего населения в казаки". Вопрос о признании казаков народом в научной сфере на сегодняшний день не обсуждается, сообщил старший научный сотрудник Института географии РАН, доктор географических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Алексей Гуня. "С точки зрения науки народ - это ступень общности, на которой люди имеют не только общие язык и культуру, а еще и некую общую позицию на карте, и обозначают они себя в качестве общей системы. В моем понимании народ - это нечто большее, чем этнос или нация, это некая историческая общность, в которой люди себя позиционируют одинаково по отношению к мировым процессам. Но если речь идет конкретно о казаках, я бы не стал применять слово "народ". В этом случае идет подмена понятий: казаки обладают определенной идентичностью, но она не подкреплена четкими научными показателями, такими как "нация", "этнос", "субэтнос" и так далее. Слово "народ" они могут использовать только в разговорах", - сказал профессор корреспонденту "Кавказского узла". По словам Гуни, более актуален вопрос о признании казаков в качестве отдельной этнической группы. "Если так ставить вопрос, то такие вопросы исследуются в науке. Мне видится, что казаки - это субэтнос русских. Можно сказать, что у них есть свои традиции, отличается речь, есть своя культура, но это не значит, что им не хватает какого-то одного компонента или шага, чтобы быть признанными в качестве народа", - сказал ученый. Прецеденты признания определенной группы людей народом в современной истории были в Индонезии и Африке, но в России таких случаев не зафиксировано, добавил Гуня. Современная наука не имеет единого ответа на вопрос, как формируется народ, отметил доктор исторических наук, профессор факультета антропологии Европейского института в Санкт-Петербурге Сергей Абашин. "Есть разные мнения по этому поводу. Есть мнение, что народ определяется по совокупности самых разных признаков: особенная культура, свой язык, свое самоназвание, самоидентификация и так далее. Есть другая точка зрения, что самый главный принцип - это самоидентификация людей, то есть, если люди считают себя народом, тогда они и являются народом. Вопрос в том, насколько это мнение - "мы - народ" - является устойчивым и распространенным у этой группы людей , а также есть ли у них политическая воля, чтобы отстаивать эту самоидентификацию. Важно не только то, что группа людей считает себя народом, а также то, насколько они готовы политически бороться за признание народом со стороны других", - сказал ученый "Кавказскому узлу". Казакам не хватает политической воли для признания в качестве народа, полагает Абашин. "Желание быть признанными в качестве народа у казаков было еще в начале ХХ века, но тогда у казачества не было политической воли это отстаивать. Они, наверное, больше склонялись к сословности в качестве своего статуса. А в советское время против них были репрессии, и их включили в русский народ. Время от времени появляются идеи, что казаки - это народ, но за ними не стоит мобилизация, массовая поддержка казаков и политическая воля", - отметил он. В ходе переписи населения России в 2002 году казаками себя назвали 140 тысяч 28 человек, свидетельствуют данные таблицы, опубликованной на сайте Росстата (Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство). Во время переписи 2010 года в графу "казаки" были внесены только 67 573 человека. В отличие от предыдущей переписи населения, в 2010 году к ней добавилось уточнение в скобках - "русские казаки". Падение численности людей, считающих себя казаками, связано с ассимиляцией, полагает Абашин. "Эти люди, скорее всего, перестали себя считать казаками и назвались русскими. Но здесь также есть технический момент: этническую группу называют, когда есть конкретный вопрос, а когда нет вопроса, но есть русские имя и фамилия, то, возможно, человека просто записывают как русского. Или в семье отвечает один человек и говорит: "мы все тут русские", хотя ответить должны все. Надо понимать, что в переписи много хитростей и манипуляций, и это может давать сильное искажение реального положения дел. Но при всем при этом, мне кажется, что казачество довольно сильно ассимилировалось в русскую идентичность, которая в последнее время в большей степени восхвалялась и пропагандировалась", - подчеркнул Абашин. В качестве примера этнической группы, которая борется за признание отдельным народом, ученый привел каталонцев. "Они хотят быть признанными народом, отдельным от испанцев. Их борьба не закончилась, она продолжается, местами накаляется, они даже требуют создания отдельного государства", - отметил профессор. Резкое сокращение числа казаков по итогам переписи населения 2010 года связано с потерей самоидентификации, полагает доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой народонаселения Экономического факультета МГУ Ирина Калабихина. "Национальность в переписи пишется по самоопределению, вы можете записать себя кем угодно. Видимо, [у людей] поменялась самоидентификация. В 2002 году тема казачества была более популярной. В целом, я полагаю, что казаки - это не национальность, поскольку исторически на рубеже XIX-ХХ веков в России, Казахстане и на Украине существовало более 10 казачьих поселений, собранных из людей разных национальностей. Это не народ, а воинское сословие, охранявшее границы страны", - сказала Калабихина "Кавказскому узлу". Достаточного критерия, по которому современная наука квалифицирует совокупность людей как народ, не существует, отметил кандидат социологических наук, руководитель Центра исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер. "В целом современная наука об этничности относится к понятию народ как к ненаучному. Дело в том, что современная наука четко стоит на позициях методологического индивидуализма и не признает в качестве значимых объектов для изучения иных сущностей, нежели индивиды и связи между ними. Такие явления как народ, нация и прочее наука считает устойчивыми коллективными представлениями, изучать которые есть смысл, но только на предмет того, почему и как они производятся и поддерживаются или исчезают - то есть почему вдруг кому-то становится важно относить себя к казакам, кому-то - признать его право относить себя к казакам, а кому-то - не помещать эту категорию в перепись", - сказал он "Кавказскому узлу". Признание группы людей в качестве народа - вопрос политических и экономических возможностей, указал Варшавер. "Искать ответ надо в возможностях - экономических, политических и даже психологических, которые идентификация с той или иной категорией дает людям. Вероятно, категория "казак" перестала быть в этих смыслах полезна, как для простых людей, так и, возможно, для тех, кто "торгует" казачеством в региональных советах по делам национальностей и на круглых столах по этноконфессиональному диалогу. Впрочем, почему так происходит, вопрос интересный для исследования", - отметил он. Примечание: "Договор в Пятигорске укрепил тенденцию сотрудничества казаков и горцев", "Жители кубанской станицы рассказали о противостоянии курдов и казаков", "Полиция заинтересовалась дракой между курдами и казаками на Кубани". Автор: Гор Алексанян; источник: корреспондент "Кавказского узла" | |