Articles

Материал Портала "КАВПОЛИТ"


 

Неожиданные итоги социологического интернет-анкетирования, проведенного среди жителей Дагестана

Объединенная исследовательская группа Центра региональных исследований и урбанистики РАНХиГС и Института экономической политики им.Е.Т.Гайдара провела опрос среди дагестанских мусульман.

16 ноября состоялся круглый стол, в ходе которого были озвучены цели опроса и его результаты.

Как сообщили участники исследовательской группы Ирина Стародубровская и Евгений Варшавер, их целью было «сформировать адекватную картину ценностей и жизненных ориентиров дагестанских мусульман».

В результате были сделаны выводы, что Дагестан разделен на религиозные группы, в которых иерархия ценностей неоднозначна. Поэтому и подходы к представителям различных групп, не должны быть одинаковыми.

Удивительным – как для ученых, так и для участников мероприятия – оказалось то, что большая часть респондентов чувствуют себя счастливыми и защищенными. И это в сложном регионе, в столице которого не прекращаются потопы и вспышки инфекций.

А многие полученные результаты вообще застали исследователей врасплох. К примеру, несмотря на религиозность дагестанцев, опрошенные готовы оправдать самосуд над представителями сильных мира сего. И для участников дискуссии этот факт не стал новостью.

Счастливы все

Начала дискуссию кандидат экономических наук Ирина Стародубровская, отметив, что вместе с коллегами они уже много лет проводят в республике качественные исследования. И очень часто возникала мысль подтвердить эти исследования опросом.

На интернет-платформе была опубликована анкета с заголовком: «Чем живет современный Дагестан? Если вы мусульманин из Дагестана, то пройдите опрос, помогите ученым ответить на этот вопрос».

Опрос охватывал много сфер: семейные, религиозные ценности, участие в общественной жизни, отношение к насилию, гендерные вопросы и так далее.

 

На вопрос «Счастливы ли вы?» 85% респондентов выбирали ответы «Счастлив» и «Скорее счастлив»

И 1675 человек приняли участие в анкетировании.

Ученые были удивлены результатами и поделились ими с участниками круглого стола.

Несмотря на неблагоприятные условия для жизни в регионе, согласно результатам исследования, многие дагестанцы ощущают себя счастливыми.

Воспитать в детях опрошенные хотели бы в первую очередь ответственность (90%), на втором месте трудолюбие

«На вопрос "Счастливы ли вы?" 85% респондентов выбирали варианты ответов "Счастлив" и "Скорее счастлив".

Кроме этого, согласно опросу, дагестанцы чувствуют себя защищенными. Так, на вопрос "Чувствуете ли вы себя защищенными?" ответили "Скорее да" примерно 60% людей.

Дальше был вопрос "Как вы считаете, у вас есть полный выбор и контроль, или все предопределено?" Склоняются к полному выбору и контролю 50% респондентов, – начал старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Евгений Варшавер. – Еще один вопрос был о базовых ценностях.

Дагестанцы толерантны к представителям других национальностей, мигрантам, приверженцам других религий

Так вот, на первом месте у более 90% дагестанцев семья, на втором – здоровье, на третьем – религия, затем работа, а свободное время сильно отстает от всех остальных ценностей.

Круглый стол объединенной исследовательской группы Центра региональных исследований и урбанистики РАНХиГС и Института экономической политики им.Е.Т.Гайдара

Воспитать в детях опрошенные хотели бы в первую очередь ответственность (90%), на втором месте – трудолюбие, терпимость и уважение к другому на третьем месте и на четвертом – религия».

Кроме этого, ученые сделали вывод, что дагестанцы толерантны к представителям других национальностей, мигрантам, представителям других религий.

К людям, больным СПИДом, и парам, живущим вне брака, дагестанцы относятся 50 на 50

«На вопрос, с какими группами людей вы бы не хотели жить по соседству практически 100% ответили, что не хотели бы жить рядом с наркоманами, на втором месте в этом списке находятся гомосексуалисты, а на третьем – алкоголики.

При этом к людям, больным СПИДом, и парам, живущим вне брака, дагестанцы относятся 50 на 50», – продолжает Варшавер.

Дагестанцы не очень доверяют людям: более 50% считает, что людям доверять нельзя

Результаты опроса показали, что дагестанцы не очень доверяют людям: более 50% считает, что людям доверять нельзя, менее 40% считают, что доверять людям необходимо.

В ответах на вопрос, кому можно доверять, происходит раскол – из многих вариантов выигрывают два: 50% выбрали «Всем, кроме тех, кто доказал, что им нельзя доверять», 30% – родственникам.

Несоблюдающие мусульмане нетолерантны к мигрантам, зато более лояльны к людям нетрадиционной ориентации 

По словам Евгения Варшавера, они с коллегами поделили результаты между религиозными группами: секулярная группа (не соблюдающие, этнические мусульмане), суфии, традиционалисты и нетрадиционный ислам, – чтобы определить, какие ценности у религиозных групп являются базовыми.

Из опрошенных 22% были секулярными, суфиями – 27%, традиционалистами – 28%, представителями нетрадиционного ислама – 22%.

Представители нетрадиционного ислама менее терпимо относятся к людям других конфессий, но более терпимо – к больным СПИДом

Оказалось, что представители нетрадиционного ислама менее терпимо относятся к людям других конфессий, но более терпимо – к больным СПИДом.

А несоблюдающие мусульмане нетолерантны по отношению к мигрантам, зато более лояльны к людям нетрадиционной ориентации.

Круглый стол объединенной исследовательской группы Центра региональных исследований и урбанистики РАНХиГС и Института экономической политики им.Е.Т.Гайдара

«На первом месте у всех была семья, а в остальных вопросах суфии и нетрадиционные верующие не отличаются в иерархии ценностей, так как на втором месте у них находится религия, на третьем – здоровье, на четвертом – работа и на пятом – свободное время.

Секулярные мусульмане менее терпимы к эмигрантам, но с другой стороны – более терпимы к гомосексуалистам

Существенно от трех этих групп отличается секулярная: на первом месте у них семья, на втором – здоровье, на третьем – работа за тем свободное время и на последнем месте – религия.

У традиционалистов это выглядит следующим образом: семья, здоровье, религия, работа, свободное время, – рассказывает эксперт. – По сути эти группы отличаются только тем, на какое место они ставят религию, а все остальные ценности у них похожи.

Далее был сделан анализ терпимости этих религиозных групп к определенным категориям людей.

Представители нетрадиционного ислама больше доверяют единоверцам, чем своим родственникам

Можно сказать, что нетрадиционные мусульмане в большей степени терпимы к людям, которые больны СПИДом, но менее терпимы к представителям других религий.

С другой стороны, секулярные мусульмане менее терпимы к эмигрантам, но с другой стороны – более терпимы к гомосексуалистам, а также они не против, чтобы рядом с ними жили пары, которые не состоят в браке.

Кроме этого традиционные мусульмане меньше всех доверяют людям. А нетрадиционный ислам менее доверяет родственникам и более – единоверцам».

Не ощущают себя счастливыми в большей степени этнические мусульмане. Доля абсолютно счастливых среди них – 18%

Также предметом анализа стал вопрос: кто же из религиозных групп самые несчастные и счастливые.

Выяснилось, что не ощущают себя счастливыми в большей степени этнические мусульмане. Доля абсолютно счастливых среди них – 18%.

Самосуд как путь к справедливости

Интересными стали итоги методики «виньеток» – респондентам предлагалось рассмотреть и прокомментировать конкретную ситуацию:

«Сын Гаджи погиб в ДТП, виновником которого был Омар, сын крупного чиновника, который управлял автомобилем в нетрезвом виде. Несмотря на наличие доказательств его вины, суд оправдал Омара. После этого Гаджи устроил самосуд и застрелил Омара. Как вы относитесь к поступку Гаджи?».

Результаты вновь поразили ученых – дагестанцы одобряют самосуд вопреки законам шариата.

Выводы из всего опроса, сделанные рабочей группой, перед аудиторией огласила Ирина Стародубровская:

«Нас удивило, что более 80% дагестанцев одобряют самосуд, который устроил Гаджи из приведенной ситуации.

Менее из всех одобряют поступок суфии (их 30%). На первом месте из тех, кто одобряет поступок, секулярные мусульмане (не соблюдающие).

2% опрошенных сказали, что им образование не нужно, и 7% сказали, что им важно только религиозное образование

В результате опроса я бы выделила три вывода.

Вывод первый – это то, что мусульман Дагестана объединяют ценности модернизационные.

Мы задавали вопросы про образование, только 2% опрошенных сказали, что им образование не нужно, и 7% сказали, что им важно только религиозное образование. Остальные опрошенные отметили, что им важно и светское, и религиозное образование.

Группа нетрадиционных мусульман по многим критериям очень архаична, но абсолютно расколота по ценностям

Мы также спрашивали у людей, что важнее – карьерные достижения или комфортная среда без особого напряжения?

Мы получили результаты, что люди в общем готовы жертвовать комфортом ради работы в более престижной компании и возможности зарабатывать больше денег.

Второй вывод: группа нетрадиционных мусульман по многим критериям очень архаична. Но когда мы начинаем рассматривать внутреннюю структуру ценностей этой группы, мы обнаруживаем, что она абсолютно расколота.

Молодежь более религиозна, и ее религиозность более консервативна. И этот вопрос должен серьезно обсуждаться

Это еще раз показывает, что проводить единую политику в отношении представителей нетрадиционного ислама – так, будто эта группа монолитна и вся ориентирована на одни и те же жизненные ценности, – неправильно.

И третий вывод: молодежь более религиозна, и ее религиозность более консервативна. И этот вопрос, на мой взгляд, должен серьезно обсуждаться». 

 

Ненависть или смирение ислама?

Так как итоги исследования были во многом непонятны ученым, Стародубровская попросила участников мероприятия пояснить, почему, на их взгляд, получились именно такие результаты.

И первый вопрос, над которым совместно с аудиторией начали размышлять эксперты, – это счастье и чувство защищенности дагестанцев.

Отвечали прежде всего: «Счастье – это здоровье семьи». А когда мы спрашивали: «А если семья здорова?», люди терялись

«Мне кажется, тут подмена терминов.

Мы со студентами в Дербенте проводили опросы, где в том числе задавался вопрос, как они понимают счастье.

Отвечали прежде всего: "Счастье – это здоровье семьи". А когда мы спрашивали: "А если семья здорова?", в этой ситуации люди терялись и не знали как ответить.

То есть у людей есть некий шаблон в голове, и когда задаешь вопрос, они его и выдают.

Но если начинаешь раскручивать это понятие, то обнаруживается, что все не так, счастье это не просто отсутствие горя, отсутствие беды, а что-то большее, личное», – высказала свое мнение журналист Светлана Анохина.

Дагестанцы, особенно мужчины, когда их спрашивают, счастливы они или нет, не могут сказать, что они несчастны

По мнению общественно-политического деятеля Сулеймана Уладиева, дагестанцы в опросе обозначили себя счастливыми, потому что менталитет не позволяет людям назвать себя несчастными:

«Дагестанцы, особенно мужчины, когда их спрашивают, счастливы они или нет, не могут сказать, что они несчастны. Так как получается, что он дохляк, слабак и несостоявшийся человек.

Какой молодой человек на вопрос: «Чувствуешь ли ты себя защищенным?» ответит: «Нет»? Он что, трус и кого-то боится?

Года четыре назад телеканал ННТ показывал репортаж, где с таким же вопросом подходили к разным людям: бедным, старикам, больным. Я отлично помню, что не было среди них человека, который сказал бы, что он несчастен.

И однозначно в этой системе 60-70% дагестанцев не могут быть счастливы. Поэтому результаты опроса – это факт ментальности.

Относительно чувства защищенности, на мой взгляд, результат тоже связан с нашей ментальностью. Какой молодой человек на вопрос "Чувствуешь ли ты себя защищенным?" ответит: "Нет"? Он что, трус и кого-то боится?

Дагестан – мусульманская республика, но почему-то не допускают самосуда лишь 16% респондентов

Нет, дагестанец никого не боится. Конечно же, он боится занимать некую гражданскую позицию, а любому в морду дать он не боится», – резюмирует Уладиев.

Также участники дискуссии отметили, что каждый житель Дагестана является частью какого-то тухума, семьи, компании друзей. И поэтому чувствует себя защищенным.

Дагестанцы так ненавидят власть, что готовы оправдать самосуд

Не менее интересным было обсуждение вопроса о том, почему респонденты оправдали самосуд сына чиновника. Ведь Дагестан – мусульманская республика, но почему-то не допускают расправы лишь 16% респондентов.

На этот вопрос вновь дал исчерпывающий ответ Сулейман Уладиев: по его мнению, дагестанцы так ненавидят власть, что готовы оправдать самосуд.

«Если бы вы после этого вопроса привели в пример такую же ситуацию, но уже на месте сына высокопоставленного чиновника был сын цунтинского чабана, то результат был бы совершено другой.

В вопросе указано «сын чиновника», а дагестанцы власть не любят. В данном случае доминируют не законы шариата, а дагестанский характер

В данной ситуации сыграла ненависть дагестанцев к чиновникам. Так как дагестанцы – или сами сталкиваются с подобными ситуациями, или терпят какие-то притеснения со стороны властей.

Ведь в вопросе указано "сын чиновника", а дагестанцы власть не любят – вот вам и ответ. В данном случае доминируют не законы шариата, а дагестанский характер», – пояснил общественно-политический деятель.

И что же тогда получается – то ли дагестанское общество настолько нетерпимо к несправедливости, то ли чиновники наконец добились такой степени народного гнева, что люди готовы забыть о ценностях ислама и учинить расправу, если представится случай?

 

 

 

Tags Дагестан, Ислам, Северный Кавказ