Роль национальностей в Дагестане: взгляд через призму когнитивного поворота в конструктивистских исследованиях этничности
[ Read (95.2 Kb) ]

Варшавер, Е. А. (2025). Роль национальностей в Дагестане: взгляд через призму когнитивного поворота в конструктивистских исследованиях этничности. Препринт.

 

В этой статье, находящейся в русле когнитивного поворота в социальных науках, приводятся результаты исследования бытования национальностей в Дагестане как социальной и когнитивной категоризационной рамки. В ходе исследования, которое было проведено в июле-августе 2024 года, было взято 100 биографических интервью в 31 локации по всей республике. В фокусе этих интервью были т.н. перцептивно-коммуникативные факты – разовые или воспроизводящиеся события прошлого, в ходе которых национальности упоминались в коммуникации или использовались для интерпретации событий. Всего из интервью было выделено 1104 перцептивно-коммуникативных факта, относящихся к периоду с середины 1940-х годов по настоящий момент и ставших объектом последующего анализа. Согласно результатам, на протяжении указанного периода национальности организовывали восприятие и взаимодействия в Дагестане и продолжают это делать до сих пор, хотя в отдельных средах роль национальностей в этом отношении снижается. Демонстрируется, как и в рамках каких взаимодействий национальная рамка дагестанцами осваивается, тестируется и транслируется следующим поколениям, указывается, в каких сферах жизни и как она функционировала и функционирует. Ее существование и воспроизводство объясняется в неофункционалистском ключе, через призму социологии механизмов Й.Эльстера и П.Хедстрема, посредством выявления индивидуальных – социальных и когнитивных – прагматик использования этой рамки в разного рода взаимодействиях. На этом основании – в общем виде – описывается модель этнической динамики на стыке социологии, когнитивистики и истории. Эта работа одновременно является вкладом в литературу, посвященную этничности в Дагестане, предлагает инструменты для полевой работы в рамках когнитивного поворота в социальных науках, и выходит на общее объяснение этнических процессов.