ИДЕТ НАБОР! Научная социологическая экспедиция “Роль национальностей в Дагестане в прошлом и настоящем”

Даты поездки: 22 июля - 7 августа 2024

 

Дорогие друзья! Приглашаем к участию в регулярной социологической экспедиции Группы исследований миграции и этничности в Дагестан. Тема экспедиции «Роль национальностей в Дагестане в прошлом и настоящем». Сроки экспедиции: 22 июля – 7 августа.

СРОК ПРИЕМА ЗАЯВОК ПРОДЛЕН ДО 20 МАЯ 2024 ГОДА

А теперь подробнее. С 22 июля по 7 августа в Дагестане пройдет социологическая экспедиция Группы исследований миграции и этничности (mer-center.ru, рук. Е.А.Варшавер, к.с.н., доц. НИУ ВШЭ, с.н.с. РАНХиГС), существующей на базе РАНХиГС. Экспедиция будет посвящена роли классификации по национальностям в республике с 1980-х до настоящего времени. Сбор данных будет осуществляться методом интервью в рамках подхода, известного как "устная история". Участники экспедиции – в Махачкале и других населенных пунктах Дагестана – возьмут каждый до 10 биографических интервью с жителями республики, на основании которых затем будет реконструирована социальная реальность в те или иные временные периоды. Первичный анализ также предполагается осуществить в ходе экспедиции. Собранные данные затем предполагается использовать для научной работы, ведущейся сотрудниками Группы, однако также они могут затем быть использованы участниками экспедиции для их учебных или научных работ. Предполагается самостоятельная подготовка к экспедиции на основании текстов, а также 1,5-дневный "курс молодого социолога", который пройдет уже в Дагестане, в первые два дня экспедиции, и в ходе которого будет обсуждаться прочитанное, "тренироваться" гайд, а также обговариваться непосредственный дизайн исследования. Предполагается базироваться в частном доме на берегу Каспийского моря рядом с Махачкалой, а также – в небольших группах на 1-2 дня – выезжать в села.

 

К участию приглашаются преимущественно студенты факультетов социальных и гуманитарных наук российских вузов, интересующиеся вопросами этничности и уже имеющие опыт участия в исследовательских проектах, однако будут рассмотрены все заявки, и, если Вы не студент или не имеете исследовательского опыта, но чувствуете, что эта экспедиция – для Вас, Вы тоже можете податься. Предполагается серьезная полевая работа, поэтому другое - важное - качество потенциального участника экспедиции – это собранность, коммуникативность, дисциплинированность и внимательность к социальному контексту.

 

Для того, чтобы податься, в срок до 15 мая 20 мая на адрес center.migration.ethnicity@gmail.com нужно прислать следующие документы:

(1) резюме,

(2) "видеовизитку" – 2-5 минутный ролик, в котором Вы рассказываете о себе, описываете свой исследовательский опыт (включая опыт интервью) и рассказываете, почему вы хотите поехать в экспедицию (МОЖНО ПРИСЛАТЬ И «КЛАССИЧЕСКОЕ» МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО, НО ПРИСЛАТЬ «ВИДЕОВИЗИТКУ» НЕОБХОДИМО),

(3) один-два академических текста (при наличии), из которых можно понять, как вы пишете.

 

Организаторы экспедиции покрывают проживание, перемещение по республике и питание на экспедиционной базе (завтраки и ужины), участники самостоятельно оплачивают проезд до места проведения экспедиции, а также еду «в поле». ВНИМАНИЕ! В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ В СОСТОЯНИИ ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД ДО ДАГЕСТАНА, ВЫ МОЖЕТЕ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА СУБСИДИЮ. Для этого в теле письма коротко опишите свою ситуацию, укажите, сколько стоит проезд, откуда Вы едете, а также нужна ли Вам полная или частичная субсидия проезда, и, если Ваша кандидатура нас заинтересует, мы рассмотрим возможность просубсидировать Ваш проезд, однако здесь надо понимать, что "соревноваться" за участие в экспедиции вы будете с другими претендентами на субсидию, и конкурс может быть выше.

 

До 1 июня вы получите ответ по результатам первого тура отбора, второй тур (до которого дойдут не все) предполагает собеседование и пройдет в срок с 1 по 15 июня (лично, в том случае, если Вы в Москве и по зуму, если Вы в другом городе). 15 июня будет объявлено финальное решение.

 

А теперь немного контекста. Уже много лет мы проводим экспедиции. Где мы только ни были. Скажем, в 2015 году мы изучали миграционные стратегии селян в Кыргызстане, в 2016 году – связь между миграцией и локальными конструкциями этничности в сельской Армении, в 2018 году – инварианты дискурсов об этничности на Средней Волге, в 2019 году – этничность в музеях  Карелии и Калмыкии. С 2021 года экспедиции проводятся в Дагестане и являются «полем» для большого исследовательского проекта, посвященному «судьбе» советских национальностей «после» СССР.

 

Наши экспедиции, кроме того, обычно имеют «сложные» аффилиации. Скажем, все наши дагестанские экспедиции проходили в рамках программы ВШЭ «Открываем Россию заново». А с 2018 года, как и в этом году, наша экспедиция – это одновременно мастерская «Центр полевых исследований» свободного образовательного проекта «Летняя школа».

 

Составить представление об экспедициях (о тематика, подходах и атмосфере) можно по вот этим материалам:

 

Экспедиции - это лучшее время в жизни исследователя. Ждем отличных заявок, предвкушаем интересную работу и отличное, яркое время в Дагестане!

 

А вот подробное описание научного проекта, к участию в котором вы приглашаетесь:

 

 

Динамика релевантности советских национальностей как этнической классификаторной рамки в Дагестане с 1980-х по       настоящее время

 

Исследование, в теоретическом смысле базируясь на «повороте к категоризациям» в конструктивистских исследованиях этничности, обращается к теме «судьбы» советских национальностей в Дагестане на отрезке времени, начиная с 1980-х, которые принято считать началом времени расцвета национальностей в Дагестане, и заканчивая настоящим периодом, когда регулирующая роль национальностей предположительно существенно снизилась.

 

«Советские национальности», в качестве полноценной официальной классификации будучи «представлены» населению Дагестана в 1920-х (затем эта классификация была существенно модифицирована в конце 1930-х), были восприняты им неоднозначно. Там, где официальные классификации совпадали с вернакулярными – рецепции, предположительно, были «гладкими», в сообществах, население которых к соответствующим вернакулярным категориям традиционно себя не относило, восприятие этих категорий и всей национальной рамки могло быть более отстраненным, а сами категории не становились категориями идентификации. События последующего времени – массовые депортации и перемещение населения, классификаторно базирующиеся на национальностях, прочая мобильность населения и урбанизация, создававшая новые социальные контексты, в которых «национальности» становились фактической основой для социальных взаимодействий, официальное и неофициальное распределение благ исходя из национальной принадлежности – все это «оживляло» национальности, перемещая их из учетных категорий в категории повседневного классифицирования и делая важным регулятором социальных взаимодействий и отношений. Постепенное ослабление государства и изменение «правил игры», происходившие начиная с 1980-х, к концу десятилетия ставшие лавинообразными и закончившиеся распадом Советского Союза и соответствующего ему социального порядка – создали институциональный вакуум, который должен был быть чем-то заполнен. В этот момент «на авансцену» выходят советские национальности. Возникают разнообразные общественные организации, выступающие от лица «народов» (соответствующих национальностям), создается Госсовет, официальный орган, «репрезентирующий» национальности. Организуются неформальные коалиции, частично «привязанные» к национальностям. В 1990-х и позже городах происходит «замена» населения («русские» дагестанцы массово уезжают, «освобождая место» переселенцам из сельской, в том числе горной, местности), в результате чего – вновь, и, возможно сильнее, чем в советское время – именно национальности оказываются способом ориентации в городском пространстве. Такое положение вещей, однако, постепенно заканчивается – с «возвращением» государства, приходом ислама и связанной с ним альтернативной классификаторной рамкой, а также фактической культурной унификацией «на плоскости». В данный момент роль национальностей как регулятора социальных отношений оказывается все меньше.

 

В ходе экспедиции будут собраны данные, касающиеся роли национальностей в дагестанском обществе начиная с 1980-х годов. Методом глубинных биографических интервью, взятых у людей, бывших в этот период в «сознательном» возрасте (т.е., годы рождения – 1965 и раньше) – дифференцировано по поприщам и типам интеракций (прием в учебные заведения, знакомства со сверстниками в районе проживания, в спортивной секции, участие в общественных движениях, разговоры о потенциальных невестах и женихах) – будет исследована роль национальностей на протяжении последних четырех десятилетий и, соответственно, изменение этой роли. Гайд интервью предполагает постепенное «прохождение» по эпизодам биографии человека и «накладывание» этих эпизодов на временную ось (т.е., каждый эпизод будет атрибутирован определенному периоду) с последующей реконструкцией роли национальностей в 1980-х, 1990-х, 2000-х, 2010-х и сейчас. Будут использоваться специальные методы для работы с памятью и вспоминанием из арсенала устной истории. Будет собрано порядка 100 глубинных интервью в Махачкале и районах. Эти интервью будут частично транскрибированы а основные факты из них помещены в специальный документ, кейсбук. На этом "обязательная" часть экспедиции закончится. Затем – уже после экспедиции – предполагается транскрибирование и более детальный анализ материалов, а также написание на этой основе работ, и участвовать в этом возможно, однако уже в рамках иных – не связанных с экспедицией – договоренностей.