Время проведения: январь 2016 – декабрь 2016. Проект 2016 года был посвящен миграционному законодательству. В какой степени реальные последствия тех или иных эаконов в области миграции соответствуют ожиданиям законодателей? Как в результате их введения меняется жизнь — мигрантов и общества в целом? Эти вопросы были положены в основание исследования. В фокус были помещены два закона — 74-ФЗ от 2014 года, согласно которому для получения патента мигранты стали обязаны получать сертификат о знании русского языка, истории и законодательства РФ, а также законопроект о социальной адаптации и интеграции мигрантов, вводящий соответствующие категории в законодательство и предлагающий решать проблему интеграции за счет организации сети адаптационных центров по России. Исследование было выполнено в mixed-methods методологии: массовый многоязычный интернет-опрос (N=2412) был синтезирован с качественным исследованием в трех регионах — Оренбургской и Тамбовской областях и в Москве. В целом, исследование закона о языке показало, что 74-ФЗ не работает на интеграцию мигрантов, а также их отфильтровывание по принципу знания языка, однако способствует уменьшению миграционного потока, а также перераспределению ресурсов от мигрантов и работодателей в пользу образовательных организаций и государства. Исследование законопроекта об адаптации показало, что существуют ограниченные возможности для осуществления интеграции в адаптационных центрах, и успех зависит от системы мотивации к прохождению обучения, вместе с тем, существующие модели адаптации и интеграции — прописанные в законопроекте, а также реализуемые на базе пилотных центров — не учитывают необходимость осуществления также социальной интеграции, которая состоит в регулярном взаимодействии мигрантов и немигрантов. * Проект выполнен в рамках научно-исследовательской работы в рамках государственного задания РАНХиГС на 2016 год. Научные публикации:
Видео: | |
Регулирующее воздействие миграционного законодательства: социологический анализ